|
Грусть сквозь праздник - обряд снятия фаты
Вся в слезах невеста, уходит навсегда
Её цветное детство, снимается фата...
С юностью прощаясь, будь счастлива всегда:
Теперь ты не невеста, снимается фата...
Это слова песни, нередко звучащей на современных свадьбах, точнее - во время обряда снятия фаты, одного из самых лиричных и трогательных. Правда, горькими слезами он сопровождается далеко не всегда, а многие невесты и вовсе обходятся без него, но это сегодня - а когда-то снятие фаты было, без преувеличения, кульминацией свадебного торжества.
Интернациональная деталь
Вопреки распространённому мнению, изначально фата являлась вовсе не свидетельством непорочности невесты, а необходимым атрибутом, прячущим её от зависти, нечисти и сглаза. Это был кусок плотной, непрозрачной ткани, полностью скрывающий лицо новобрачной и от чужих глаз, и от глаз жениха.
Впервые фату стали надевать на головы римских и греческих невест. Древние греки голову невесты чаще покрывали фатой тёмно-жёлтых оттенков или шафранного цвета. Эта гамма ассоциировалась с солнцем, без которого невозможна жизнь, а ведь свадьба - это праздник рождения молодой семьи. Непременно голова древнегреческой невесты украшалась травой и цветами, которые символизировали любовь, дружеские отношения и верность.
А вот римлянки нередко выбирали фату красного цвета, который ассоциировался с божественностью и страстной любовью. Фата индийских невест - тоже красных оттенков, в тон традиционному сари, лицо же при этом открыто. А в Китае лицо новобрачной спрятано за красного цвета вуалью из шёлка, которая скорее напоминает занавеску, украшенную бисерными нитями, свисающими с тиары в виде птицы феникс. У евреев же существовала традиция преподносить жениху невесту, которую укутывали с головы до ног в покрывало белоснежного цвета, причём его нельзя было снимать до конца брачной церемонии.
Европейцы о фате узнали от крестоносцев, которые в XI-XII столетиях часто совершали походы в чужеземные страны, а возвращаясь, рассказывали о традициях восточных народов, в том числе и о фате: мусульманки были вынуждены всегда носить чадру или паранджу, скрывая красоту, любоваться которой разрешалось только мужу. В европейских странах значение фаты стало другим: она символизировала скромность и чистоту, поэтому и сегодня надевать её рекомендуется только женщинам, которые впервые выходят замуж.
Шло время, цивилизация шагала вперед, а вслед за ней - мода, традиции и обряды. XV век - время популярности остроконечных головных уборов; в эти годы к такой конусообразной свадебной шляпке прикреплялась вуаль до пяток, причём она была показателем достатка молодых: считалось, что чем она длиннее, тем богаче свадьба. Интересно, что на Руси фата тоже считалась, в том числе, отражением материальной состоятельности, а о молодых, стремящихся "пустить пыль в глаза", говорили: "голь перекатна, а фата канаватна" (канаватом называли одну из разновидностей шёлковой ткани, которую могли позволить себе только богатые люди).
Если изначально для изготовления фаты использовались плотные ткани, то позднее их сменили прозрачный шёлк, кружево, нейлон, кисея и другие материалы. Такие изменения - не только дань моде и удобству, но и, скажем так, тактический ход, определённая женская хитрость: воздушные ткани по-прежнему защищали девушку от негативного влияния, но в то же время стала видна ее красота, которая приобретала загадочность и несравненный шарм. Разве древние законодательницы моды могли упустить такой шанс? Конечно, нет.
И не только древние! Известно, например, что Лоренс Льюис - правая рука первого президента США Джорджа Вашингтона - впервые увидел свою будущую жену Нелли Кустис за кружевной занавеской. Ангельская красота девушки с ореолом таинственности произвела на бравого майора ошеломляющее впечатление. Потеряв голову от любви, он стал добиваться взаимности красавицы. Финал истории - как в сказке: на свадьбу новобрачная сделала подарок будущему мужу, надев фату, сшитую из тончайшего кружева.
И сегодня невесты практически во всех странах мира продолжают украшать себя фатой - воздушной, прозрачной вуалью, прикрепленной к причёске или диадеме, венку или шляпке, причём модные тенденции не диктуют строгих рамок. Например, когда 19 июня 2010 года шведская принцесса Виктория выходила замуж за фитнес-тренера Даниэля Уэстлинга, её голову украшала фамильная тиара с камеями, к которой была прикреплена 150-летняя фата из знаменитого брюссельского кружева. Свадебная фата Ксении Собчак была сшита вручную из тончайшего тюля, декорированного цветочным орнаментом из кружева. А певица Лолита выбрала для своей каббалистической свадьбы короткое платье нежно-розовой палитры и длинную тонкую фату с крошечной диадемой.
Справедливости ради заметим, что наши современницы украшают себя фатой, скорее следуя традициям, а не с целью уберечься от сглаза. Ну или потому, что свадьба - единственный в жизни день, когда можно окутать себя очаровательным воздушным облаком. Как бы то ни было, обряд снятия этого облака, несмотря на утрату магических свойств, присутствует на многих современных свадьбах.
Славянский обряд из глубины веков
Говоря о значении свадебной фаты для славян, нельзя не упомянуть о символичности, которой наделялись женские волосы. Считалось, например, что они обеспечивают связь с высшими силами, поэтому надлежало тщательно заботиться о красоте волос: чем они длиннее и красивей, тем теснее будет эта связь. В волосах могли обитать и демоны: неслучайно, готовясь к важному делу, их прятали под головной убор.
Как сегодня узнать семейный статус женщины помогает обручальное кольцо, так раньше о нём рассказывала причёска. Незамужние девушки носили одну косу, в день свадьбы её расплетали, что означало прощание с девичеством, а после венчания волосы заплетали "по-бабьи" - в две косы, которые укладывались вокруг головы или прятались под головной убор. Помните, у Пушкина, в "Евгении Онегине": "Мне косу на две расплели да с пеньем в церковь повели..."?
Похожие традиции существовали и у других славянских народов. Например, на Украине без головного убора могли ходить только незамужние девушки, а та, что утратила целомудрие до свадьбы, считалась "нечистой". В наказание ей публично коротко стригли волосы, а на голову повязывали тряпку или грубый платок ("покрытку"), в то время как порядочной и сохранившей себя девушке на свадьбе под цветочный венок надевали другую "покрытку" - кусок белого полотна, который символизировал её чистоту и непорочность. Утром же, после первой брачной ночи, новобрачная должна была выйти "покрытой", поэтому свекровь надевала ей платок под обрядовое песнопение.
Одним словом, предназначение фаты было многогранным: с одной стороны, она должна была укрыть невесту от злых духов, обитающих в волосах, и в то же время - спрятать косу, продлить беззаботное время девичества. Наконец, есть и третий смысл: только от мужа зависел статус девушки, поэтому лишь ему или его родителям доверялось право снять фату и тем самым признать в невесте нового члена семьи. Неудивительно, что снятие символа невинности воспринималось как сакральность, некий переход женщины в другое состояние и сопровождалось обрядовыми причитаниями, означавшими прощание с девичеством:
Полетай-ка, моя молодость,
Во сыры бора да во темны леса!
Сядь-ка, да моя молодость,
На саму да на вершиночку,
На вершиночку, да на елиночку!
Первоначально роль фаты на Руси играл повязанный полотняный платок, позже невесты-модницы стали закреплять его при помощи ремешка из кожи, диадемы или венка из цветов. Наконец, с течением времени свадебным вариантом стала именно лёгкая, воздушная ткань, символизирующая чистоту, невинность и девичество, которую после бракосочетания сменяли на простой невзрачный платок. В любом случае, после праздника фату по традиции надлежало беречь как зеницу ока, ведь именно она считалась своеобразным оберегом семейного счастья.
Снятие фаты - традиция не только восточных славян. Так, у словаков невесту вели в кладовую, считавшуюся женской половиной. Дружка брал большой кухонный нож и снимал им венец с невесты, распускал косы. Подобная процедура была обязательной и у адыгейцев, а в Осетии выбирался холостой мужчина, который снимал фату остриём кинжала или специальной палочкой, украшенной резьбой или же ярко раскрашенной. Воинственные моздокские осетины поднимали покров новобрачной шомполом винтовки или её штыком.
Интересно, что все народы, практикующие этот обряд, несмотря на разность вероисповеданий, традиций и менталитетов, осуждали самостоятельное снятие фаты невестой. Только муж, свекровь или свёкор - и никак иначе, не должно быть даже намёка на любые проявления свободолюбия и самостоятельности молодой жены.
От древности до наших дней
Детали обряда, конечно, различались не только у разных народов, но даже в разных регионах. Например, нет единства в вопросе, кто же должен снимать фату с невесты и тем самым быть, скажем так, её проводником в новую жизнь. Классическим вариантом, практикуемым в России и Украине, считается снятие фаты свекровью, потому что это ритуал обретения статуса жены и главное - вхождения в семью мужа. Мать жениха таким образом показывает, что принимает невесту как родную. При этом будущая сноха должна продемонстрировать покорность и готовность во всём слушаться новую родню: свекровь три раза пытается сменить фату на платок, невеста же дважды отказывается, но на третий раз, усмирив гордыню, соглашается.
Очень красив и другой вариант обряда, практикуемый на белорусских свадьбах: фату снимает муж, по одной вынимая удерживающие её шпильки. Каждая вынутая заколка сопровождается поцелуем или прославлением своей жены. Ну а самый "меркантильный" обряд - денежный: фату снимает мать невесты, при этом новобрачная капризничает и старается помешать ей. Чтобы дочь согласилась, мать трижды кладет ей на голову денежные купюры, причём последняя - самая крупная. Только после этого невеста дает добро и соглашается покинуть родительский дом.
Вторая часть обряда - надевание вместо легкомысленной фаты строгого платка, символизирующего новый, замужний статус. И здесь двух мнений быть не может: это должна делать только свекровь, ведь именно под её руководством, согласно традициям, молодая и ветреная девушка должна превращаться в настоящую хозяйку и хранительницу очага.
Ещё одно неизменное правило: снимать фату полагается с наступлением темноты, ещё лучше - в полночь или с появлением первой звезды. Перед началом обряда новобрачная бросает свадебный букет девушкам, а жених - её подвязку холостым парням. Поймавшие их первыми пойдут под венец со своими любимыми.
На современных свадебных торжествах принято в центре зала ставить украшенный стул. На него кладут подушечку, которая олицетворяет комфорт предстоящей семенной жизни. Под лиричную музыку гости становятся вокруг стула в круг, держа в руках зажжённые свечи. Невеста садится на стул, жених встает рядом (как вариант - два стула, на которых садятся молодые), и совершается таинство снятия фаты.
Но на этом обряд не заканчивается. Свадьба продолжается танцами невесты с незамужними подружками, во время которых она держит над головой каждой фату, символически желая быстрее встретить суженого. При этом надевать её на чужую голову нельзя, чтобы "не отдать счастье в другие руки". Ну а завершает эту прощальную карусель танец с женихом. Новобрачная закрывает фатой его глаза, как бы запрещая смотреть на всех, кроме неё.
Не забываем о деталях
1. Невеста должна придумать такую причёску, чтобы после обряда не выглядеть растрепанной и облегчить сам процесс снятия фаты. Представьте, сколько времени займёт вынимание множества шпилек! А как без них будут выглядеть уложенные волосы? В качестве альтернативы можно, например, прикрепить фату на крохотную диадему, чтобы она легко отсоединялась, а локоны сохранили свою форму.
2. Не менее важно подобрать и макияж. Несмотря на то, что церемония "смены статусов" в большинстве случаев - не более чем дань традициям, она продолжает оставаться очень трогательной, поэтому далеко не всем невестам удаётся обойтись без слёз, следы которых нужно будет скрыть одним движением руки.
3. Украшением церемонии, кроме музыки, могут стать приглушённый свет, горящие свечи, пролившиеся дождём лепестки роз. А вот от шумных фейерверков в качестве сопровождения лучше отказаться, стараясь подчеркнуть лиризм ситуации.
4. Цвет, качество и форма платка, который заменит фату, не имеют значения. Подойдут шарфы из шифона или шёлка, расписные шали, косынки. Правда, лучше избегать некоторых оттенков: например, красный цвет в полумраке будет выглядеть кровавым, а синий - мрачным. Идеальный выбор - пастельные тона; пусть "покрытка" будет красивой, воздушной и лёгкой, как и предстоящие семейные отношения.
5. Обязательно перед свадьбой следует решить и обсудить с другой участницей обряда, свекровью, как завязать платок - свободно набросить, завязать тюрбаном или на затылке.
Обряд снятия фаты может показаться устаревшим и неактуальным: в самом деле, кому в XXI веке придёт в голову публично подтверждать невинность девушки, беречь под платком её целомудрие или защищать от злых духов? Однако сама церемония, как правило, получается очень красивой и трогательной, поэтому на праздниках, программа которых исполнена лиризма, она будет более чем уместной.
Далее: Кто следующий? Откуда пошла традиция бросать букет невесты? >>
|
|