|
Свадебные приметы и суеверия - стоит ли им придавать значение?
Сегодня в интернете можно найти информацию о множестве примет и суеверий, давайте же вместе постараемся вспомнить хотя бы некоторые преданья старины глубокой и
подумаем, стоит ли в них верить.
1. Свадьба в мае - маяться в браке. Самое популярное свадебное суеверие. Кстати, статистика подтверждает тот факт,
что народ до сих пор свято в это верит. Вот данные из ЗАГСов по Москве, опубликованные в газете "Аргументы и факты":
Динамика заключения браков
|
Сентябрь 2011
|
Октябрь 2011
|
Ноябрь 2011
|
Декабрь 2011
|
Январь 2012
|
Февраль 2012
|
Март 2012
|
Апрель 2012
|
Май 2012
|
Июнь 2012
|
Июль 2012
|
Август 2012
|
12477
|
8761
|
8005
|
7798
|
4062
|
5435
|
4371
|
7449
|
4250
|
11096
|
10693
|
12732
|
Обратите внимание - реже, чем в мае, женятся только в январе (причина очевидна - на новогодние каникулы Москва
пустеет, а состоятельные люди уезжают из Москвы как минимум на первые две недели января).
2. Если от свадебного каравая невеста отщипнула больше, чем жених - предстоит голод.
Не совсем понятно, как трактовать эту примету в наше время. Не то в Москве разом закроют все "Ашаны" и "Метро",
не то наступят какие-то мировые катаклизмы. К этому можно относиться только с юмором, сразу вспоминается КВН:
- Тебя пугают катаклизмы?
- Кота пугают! Меня - нет.
3. Звон колоколов услышать по пути к ЗАГСу - к несчастью.
Возможно, появление этой приметы как-то связано с фразеологизмом "бить в набат" - т.е. звоном колокола
оповещать окружающих о бедствии, созывать на помощь. Но в XX столетии колокола успешно заменены
специальными сиренами, а заменять примету на "сирену МЧС услышать по пути к ЗАГСу - к несчастью"
народу как-то совестно, ведь засмеют.
В любом случае, едва ли звон колоколов предвещает что-то нехорошее.
Скорее, наоборот - в настоящее время их звон классифицируют тремя видами:
благовест, перезвон (или перебор) и трезвон. Желающие могут поподробнее почитать об этом на
специальных ресурсах. Справедливости ради стоит заметить, что имеется проводной или погребальный звон -
но и он заканчивается кратким трезвоном, напоминая о воскресении души и давая утешение всем провожающим усопшего.
При этом примета никак не классифицирует звон, рекомендуя опасаться того же благовеста, что само по себе дико
и даёт лишний повод задуматься о том, кто же насаждает подобную ересь в головах наших сограждан.
Впрочем, приметы именно такие - дикие и нелогичные.
4. Между молодоженами пробежала кошка - к ругани в семье.
Не совсем понятно, почему проблемы в своих взаимоотношениях люди зачастую склонны перекладывать
на милое, пушистое животное.
5. Невеста порвала свадебное платье - свекровь будет плохая.
По всей видимости, именно в этот момент свекровь, даже если и была хорошей, преобразится и станет плохой.
6. В машине спустилось колесо по дороге - семейная жизнь не заладится.
Очевидно, эта примета не пришла к нам из Средневековья, а была придумана, как говорится, "сходу". :)
Сочинять на ходу такие приметы - сплошное удовольствие.
Тут можно развить успех по-настоящему, благо деталей в автомобиле достаточно и простор для творчества открывается неимоверный:
6.1. Перегорела фара - к погасшей любви.
6.2. От камушка треснуло лобовое стекло - к неприятностям.
6.3. Из двигателя ушла охлаждающая жидкость - к горячим ссорам.
6.4. Частые остановки на светофорах - всю жизнь маяться (позаимствуем у мая месяца, больно хорошо звучит).
6.5. Забарахлил карбюратор - жених будет плохо зарабатывать. Впрочем, эта примета уже устарела,
сейчас двигатели с карбюратором встречаются всё реже.
А ведь всю эту отравляющую жизнь счастливых молодых людей автомобильную белибердень удалось придумать буквально за 1 (одну!) минуту.
Дорогие друзья!
Не позволяйте в эти самые светлые для вас дни манипулировать вашим настроением, поселять в вас чувство тревоги, страх, стресс.
Не верьте в приметы.
Если же вас всё равно по-настоящему беспокоит давление в шинах, то при желании можно купить себе автомобильный манометр.
:)
А как следует относиться к "порче" и "сглазу"?
Существует замечательная (и относительно небольшая по объёму) книга диакона Андрея Кураева
"Второе пришествие апокрифов. Проповедь о "порче" вместо проповеди о Христе".
Она крайне рекомендуется к прочтению каждому, кто так или иначе верит в "порчу", "сглаз" и
хотел бы избавиться от этой психологической зависимости и в конечном счёте стать более свободным.
Приведём небольшие выдержки из этой книги.
Преподобного Амвросия Оптинского спрашивали: "Случается иногда встречаться с человеком, который верно говорит о прошедшем, предсказывает будущее, и сбывается, а между тем за святого его принять трудно, судя по другим сторонам его жизни".
Старец дал такое пояснение: "Верить всем юродивым, блаженным дурочкам и т.п. не следует, хотя бы слова их и сбывались, так как не всякое предсказание от Бога... Отличительное свойство вражеских предсказаний то, что они всегда бывают мрачные, дурные, всегда сулят одни несчастия и всегда приносят одно смущение в душу. Если предсказывает кто-либо из рабов Божиих по внушению Святого Духа, то хотя и они предупреждают иногда о скорбях, но это сопровождается мирным, покаянным и сокрушенным настроением души".
Примечание www.SvadebniyBanket.ru: - Любопытно, как мы и предполагали ранее, весь этот негатив в приметах - "от лукавого".
Знаменитый исследователь русского языка и народной культуры Владимир Иванович Даль с горечью пишет о том же суеверии: "Нигде не услышите Вы столько о порче как на Севере нашем... Болезнь эта передается от одной бабы к другим, потому что им завидно смотреть на подобострастное участие и сожаление народа, окружающее кликушу, и нередко снабжающих ее из сострадания деньгами... Покуда на селе только одна кликуша, можно смолчать, потому что это бывает баба с падучей болезнью, но как скоро появится другая и третья, то необходимо собрать их всех вместе в субботу перед праздником и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой снимет".
Примечание www.SvadebniyBanket.ru: - Вывод по Далю прост, прекрасное исцеляющее средство от порчи - банальная порка на конюшне.
Далее Андрей Кураев пишет:
Безусловно, чародейство считалось грехом. Но признавалась ли действенность этих чар?
Церковные кары для чародеев были слишком мягки. За те грехи, за которые в Европе в те века сжигали, на Руси лишь налагали епитимьи.
Так, в патриаршей грамоте на основание Львовского братства 1586 г. предписывается за чародейство "епитимья 40 дней поклонов по 100 на день".
Если бы издатель этой грамоты полагал, что колдовство действенно и может по-настоящему навредить человеку и даже погубить его жизнь и здоровье, или, что еще хуже, привести ко вселению беса в ни в чем не повинного человека - то епитимья должна была бы быть значительно строже и "как минимум" приравниваться к епитимье за убийство.
В Синодальную эпоху церковное и государственное отношение к верованиям в "порчу" становится более определенным.
13 мая 1773 года последовал указ Синода о воспрещении духовенству петь молебны и читать слово Божие над кликушами и прочими порчеными людьми, о которых "не иное должно иметь разсуждение, как о прямом притворстве и обмане и суеверии".
Статья 937 "Уложения о наказаниях Российской Империи" гласила: "Так называемые кликуши, которые делают на кого-либо наветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман: заключению в тюрьме на время от 4-х до 8-ми месяцев".
Но в целом церковное богословие призывало относиться к вере в "порчу" как к суеверию. Я (примечание www.SvadebniyBanket.ru: т.е. диакон Андрей Кураев) раскрыл несколько книг, дающих практические советы священникам - но нигде я не нашел упоминаний о "порче" и рекомендаций о том, как священник должен ее "снимать" и как он должен защищать свою паству от чародейств. В них говорится о том, как священник должен защищать своих прихожан от веры в действенность чародейства: "Бороться с русалками и языческими обрядами, если они не имеют безнравственного характера, малоплодоносное дело. Нужно бороться с предрассудками и суевериями наиболее жизненно вредными, особенно родящими вражду: сглаз, знахарские способы лечения".
Народные представления действительно в центр религиозной жизни ставят борьбу "белой" и "черной" магий. А церковное богословие поступает совершенно недемократично и к голосу народа в этом вопросе все же не прислушивается. Почему?
Дело в том, что если принять эту народную веру всерьез, то придется приписать колдунам немалую силу. И тогда в сердце поселится страх. Тогда надо будет опасаться колдунов и бояться "порчи".
Попробуем более спокойно посмотреть на "порчу". Это вопрос о том, каким может быть влияние языческой магии на жизнь христианина, который сам к этой магии не обращается и придерживается христианских принципов.
При рассмотрении любого духовно-богословского вопроса для православного христианина естественно обращаться прежде всего к Писанию, к слову Божию, затем к свидетельствам церковного предания.
Слова "порча" и "сглаз" отсутствуют в Библии. В греческом тексте Нового Завета встречаются слова и (в русском переводе "волхвование" и "волхв" [Деян. 8, 9; 8,11; 13, 6 - 8; Мф. 2,1,7,16]). Посмотрите эти места, и увидите, что из них никак не следует призыв "Бойтесь колдунов!". Маги бессильны навредить чем-либо христианам.
Есть в новозаветном греческом языке слово, которое может быть переведено на славянский как "порча". Оно один раз встречается у апостола Павла (перечисление восемнадцати грехов, которые делают невозможным наследование Царства Небесного [Гал. 5, 19 - 21]). И пять раз оно встречается в Откровении Иоанна Богослова.
Откр. 9, 20 - 21: "Прочие же люди, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и "идолам". И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем".
Откр. 21, 8: "Боязливых же и неверных... и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою".
Откр. (22,15) говорит, что вне Града Божия будут "чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду".
Как видим, Писание упоминает о чародействе лишь как об одной из разновидностей тяжких грехов. Занятия чародейством - то, что вредит самому грешнику, но не то, что приносит беду тем, с кем этот несчастный грешник находится во вражде. Ничто в Писании не дает нам оснований считать, что колдовской грех соседа может повлиять на христианина.
Только Откр. (18, 23) предполагает, что от волшебства может быть вред другим. В этом стихе говорится о действии духа заблуждения и обмана, исходящем от Вавилона: "волшебством твоим введены в заблуждение все народы". Однако вспомним, что слово лишь вторичным своим значением имеет "волшебство". Первичное его значение - отравление, яд. Вавилон отравляет окружающие народы. Чем? Скажем ли на языке магии: мол, колдовскими чарами вавилонские колдуны подчиняют себе волю и умы окружающих людей? Скажем ли на современном жаргоне: Вавилон "зомбирует" их сознание? Или речь идет об отраве идеологической, о лжи, распространяемой из мировой столицы? Именно в последнем смысле понимает это место "Толковая Библия": вина Вавилона "в волшебстве, то есть в его развращающей политике".
Слово "чародеи" есть в славянском переводе Писания (2 Тим. 3, 13): "Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми". Русский текст говорит о "злых людях и обманщиках". Греческое может означать и колдунов, и шарлатанов. Латинский перевод говорит о seductores - "соблазнителях". Важно отметить, что как для апостола Павла, так и для его переводчиков опасность "чародеев" состоит не в том, что они "вредительствуют", а в том, что они вводят в заблуждение, соблазняют, прельщают. Поэтому вполне обоснованно свт. Феофан поясняет, что под чародеями славянского перевода "должно разуметь не волхвов и магов, а лица, очаровывающие представлением лжи красною и увлекающие в след ее... Лукавии человецы и чародеи будет посему: лукавые и обольстительные проповедники лжи". "Чародейство" опасно не своим "колдовским" наполнением, а тем, что оно несет с собой обман и прельщение.
Так что нигде в апостольских текстах нет призывов бояться силы языческой магии. И даже на страницах Ветхого Завета мы не видим магической власти языческих жрецов над Израилем. Например, мы видим, что Сатана испросил у Бога дозволения коснуться болезнью и горем Иова, но мы не видим, чтобы он это сделал через посредство языческого жреца или колдуна.
В новозаветные же времена о всех "порчах", "насланных болезнях" и "наговоренных продуктах" апостол Павел ясно сказал любителям "бабьих басен": "Идол в мире ничто" (1 Кор. 8, 4). И тогда же он с сокрушением заметил: "Но не у всех такое знание". Знают ли распространители современных сказаний о порчах, что во втором веке Климент Александрийский называл тайным апостольским преданием? Это было разрешение есть идоложертвенное (Строматы 4, 15). Апостольский Собор, чтобы не смущать христиан, обращающихся из иудаизма, постановил: воздерживаться от идоложертвенного (Деян. 15, 29). Но для тех, кто понял суть Евангелия и избавился от еврейских привычек и языческих суеверий, апостол Павел сказал другое - "Мы имеем власть пить и есть". Если даже "идол ... ничто", то зачем же верить, что будто бы через "наговоренные" иголку, воду, вещь или пищу в человека, не ведавшего ни сном ни духом об этих "наговорах", может войти некая злая сила? Если даже в мире идол есть ничто, то зачем же приписывать ему какую-то значимость в Церкви?
Итак, Писание не дает оснований для того, чтобы жить под страхом "порчи".
Теперь обратимся к свидетельству Предания. Достовернейший голос Предания это вероучительные определения Вселенских Соборов. Но ни в догматических определениях Вселенских соборов, ни в изложениях веры и вероучительных книгах нашей Церкви, ни даже в катехизисах и "Законах Божиих" нигде в качестве части православного вероучения не именуется вера в "порчу" и в угрозу, устремляющуюся к нам со стороны языческих практиков.
Кроме того, вопрос здесь стоит и аскетически. К чему приковано наше зрение, что мы переживаем острее: могущество нашего врага или силу нашего Господа? Вера в "порчу" и боязнь ее есть именно привязанность взгляда ко злу. Но если в поле нашего зрения не Бог, значит, мы сами находимся в состоянии отпадения от Бога. И значит, тем беззащитнее мы пред стихиями падшего мира. Следовательно, чем более человек интересуется "порчей" и "сглазами", чем больше боится их - тем и в самом деле он дальше от Бога и тем доступнее он для предметов своего страха. Поэтому не колдунов надо искать, а Бога, не на "порчу" озираться, а Бога взыскивать.
Поэтому в творениях святых учителей Церкви отсутствует тема "порчи" и противостояния ей. Христианин не должен обращаться к нецерковным религиозным практикам, об этом Отцы предупреждают постоянно. Если предположить, что язычество само может вторгаться в жизнь того христианина, который и не помышлял взывать к духам, то что же остается от той свободы, которую, по торжественному уверению апостола Павла, даровал нам Христос?
*** конец цитирования ***
Так что, уважаемые женихи и красавицы невесты, не стоит обращать внимание на приметы, суеверия, порчу или сглаз.
Помните, мы - свободные люди. Нам дарована эта свобода и
непонятно откуда взявшиеся предрассудки не вправе её ограничивать. В том числе и с богословской точки зрения.
Далее: Все - по теме! Тематические свадьбы: плюсы, минусы и особенности >>
|
|